ТУРИ́Н (по-итальянски Тори́но), город на северо-востоке Италии, административный центр провинции Пьемонт. В 4 в. Максим, епископ Турина, упоминал о евреях города, однако после этого сведения о них отсутствуют до 1424 г., когда из Франции сюда переселился Элияху Аламанни, занимавшийся кредитным делом (см. Ссуда денежная); за ним последовало еще несколько еврейских финансистов, и в городе образовалась небольшая община. С 1425 г. евреям Турина запрещалось жить где-либо, кроме отведенных для них зданий (см. Кварталы еврейские), и давать займы под процент, превышающий установленный максимум. В июне 1430 г. герцог Амадей VIII Савойский, владевший большей частью Пьемонта, в том числе и Турином, издал закон о евреях, который обязывал их носить отличительный знак(нашивку на плече в виде красно-белого диска) и жить в особых кварталах; запрещалось строить новые синагоги, поддерживать какие-либо связи с христианами, в частности, нанимать их в качестве работников или слуг, давать им деньги в рост (последнее постановление фактически никогда не соблюдалось). В 1551 г. была учреждена должность «протектора [по-итальянски консерваторе] евреев», основной задачей которого первоначально был надзор за соблюдением ограничительных законов. В июле 1560 г. герцог Эммануил Филиберт приказал евреям покинуть его владения, включая Турин, однако по просьбе руководителей общины и благодаря заступничеству герцогини Маргариты отменил свое распоряжение. В 1566 г. оно было возобновлено, но вскоре вновь отменено по уплате евреями 20 тыс. флоринов. При Эммануиле Филиберте в Турине пытались обосноваться марраны из Португалии, однако под давлением испанского короля Филиппа II герцог запретил им селиться в городе. В годы правления Карла Эммануила I (1580–1630) положение евреев Турина было сравнительно благоприятным: герцог не только отверг требование кардинала К. Борромео изгнать их или создать в городе гетто, но и гарантировал им автономию судебную, право заниматься кредитным делом (в этой области они фактически имели монополию), ремеслом и торговлей (с согласия консерваторе и соответствующих цехов или гильдий), а также медициной (с санкции церкви). С 1603 г. «протекторами евреев» становились только сенаторы, а в 1626 г. главы общин получили возможность участвовать в процессе назначения на эту должность, выбирая одну из трех предложенных герцогами кандидатур.
В 17–18 вв. основными занятиями евреев Турина были кредитное дело (в 1624 г. в городе существовало девять еврейских банков, среди клиентов которых были и герцоги Савойские, бравшие крупные займы), а также торговля тканями, главным образом шелковыми и шерстяными. В 1679 г. правящая герцогиня Мария-Джованна Немурская приказала всем евреям Турина (в то время около 750 человек) переселиться в здание, служившее ранее больницей для нищих, и тем самым превратила его в гетто(впоследствии было расширено). В 1723 г. и 1729 г., вскоре после того, как Турин вошел в состав вновь созданного Сардинского королевства (где правила Савойская династия), король Виктор Амадей II возобновил многие ограничительные законы, введенные в 1430 г., но с тех пор фактически не соблюдавшиеся; кроме того он запретил евреям владеть недвижимостью, жить и работать вне гетто, а также находиться за его пределами в ночное время. Начало ухудшаться и экономическое положение общины; тем не менее, жизненный уровень евреев в Турине был выше, чем в других частях Италии, и численность еврейского населения города росла (с 800 человек в 1702 г. до 1500 в 1780 г.). В 18 в. в Турине работала еврейская типография (см. Книгопечатание).
В 1798 г., когда весь Пьемонт оказался под властью революционной Франции, евреи получили равные с христианами гражданские права. После падения Наполеона I, воссоздания Сардинского королевства и реставрации Савойской династии (1814) туринским евреям вновь было предписано носить отличительный знак (отменен в 1816 г.) и жить в гетто. Им запретили владеть недвижимостью (ее следовало продать под угрозой конфискации в течение пяти лет; позднее этот срок был продлен до 1824 г.), занимать должности в правительственных учреждениях и муниципалитетах, работать адвокатами, нотариусами, врачами, аптекарями, строить синагоги, нанимать христиан в услужение, учиться в государственных школах. Власти ликвидировали принадлежавшие евреям мануфактуры и обложили общину особым налогом.
В 1830–60-х гг. часть евреев Турина участвовала с благословения городского раввина Л. (Х.) Кантони (1802–57) в итальянском национальном движении (Рисорджименто). 29 марта 1848 г. король Карл Альберт подписал указ о предоставлении гражданских прав всему некатолическому населению своего государства, в том числе и евреям; в последующие годы многие еврейские семьи, прежде всего зажиточные, переселились за пределы туринского гетто. И. Артом стал секретарем графа К. Кавура, занимавшего в 1852–61 гг. пост премьер-министра Сардинского королевства и выступавшего за полнуюэмансипацию евреев, Дж. Дина был директором газеты «Л’Опиньоне», поддерживавшей курс Кавура на объединение Италии. В 19 в. численность еврейского населения Турина значительно возросла: в 1840 г. — 3200 человек, в 1871 г. — 4500 человек В 1880–84 гг. в Турине была возведена большая синагога (разрушена в годы Второй мировой войны).В 1931 г. в Турине жили 4040 евреев; 875 из них были депортированы в лагеря смерти в период оккупации Северной Италии войсками гитлеровской Германии (сентябрь 1943 г. – апрель 1945 г.). Многие евреи Турина нашли в это время убежище в сельской местности, где значительную помощь им оказали церкви еретического движения вальденсов. Нацисты вели розыск беглецов, уничтожая тех, кого им удавалось обнаружить; так погиб, в частности, Э. Овацца, бывший редактор газеты «Ла ностра бандейра», пропагандировавшей идеи итальянского фашизма. Поиски скрывавшихся евреев продолжались до самого конца оккупации: 25 апреля 1945 г., в день освобождения города, шесть беженцев из Турина были расстреляны близ Кунео. Многие туринские евреи принимали участие в партизанском движении (см. Сопротивление антинацистское), некоторые из них погибли в боях.
После окончания Второй мировой войны в Турине оставалось 2885 евреев; к 1970 г. их число сократилось (главным образом в результате превышения уровня смертности над рождаемостью) до двух тысяч человек (0,16%населения Турина). В начале 1970-х гг. под эгидой общины действовали детский сад, начальная и средняя школы, сиротский приют, дом для престарелых; в Турине работал колледж, где изучалась иудаика (см. Наука о еврействе).
В 1990 г. численность еврейского населения Турина составила, по приблизительной оценке, около 1200 человек.
Среди уроженцев Турина — экономист и статистик Рикардо Баки (1875–1951), критик и историк литературы Аттилио Момильяно (1883–1952), правовед Марио Фалько (1884–1943), историк Сальваторе Фоа (1885–1962), филолог Бенвенуто Арон Террачини (1886–?), комментатор Библии и апокрифов (см.Апокрифы и псевдоэпиграфы) раввин Элия Самуэле Артом (1887–1965), писатель и художник К. Леви, писатель П. Леви. В 1910-х гг. в Туринском университете учился У. Э. Террачини.
Источник Электронная Еврейская Энциклопедия
В 17–18 вв. основными занятиями евреев Турина были кредитное дело (в 1624 г. в городе существовало девять еврейских банков, среди клиентов которых были и герцоги Савойские, бравшие крупные займы), а также торговля тканями, главным образом шелковыми и шерстяными. В 1679 г. правящая герцогиня Мария-Джованна Немурская приказала всем евреям Турина (в то время около 750 человек) переселиться в здание, служившее ранее больницей для нищих, и тем самым превратила его в гетто(впоследствии было расширено). В 1723 г. и 1729 г., вскоре после того, как Турин вошел в состав вновь созданного Сардинского королевства (где правила Савойская династия), король Виктор Амадей II возобновил многие ограничительные законы, введенные в 1430 г., но с тех пор фактически не соблюдавшиеся; кроме того он запретил евреям владеть недвижимостью, жить и работать вне гетто, а также находиться за его пределами в ночное время. Начало ухудшаться и экономическое положение общины; тем не менее, жизненный уровень евреев в Турине был выше, чем в других частях Италии, и численность еврейского населения города росла (с 800 человек в 1702 г. до 1500 в 1780 г.). В 18 в. в Турине работала еврейская типография (см. Книгопечатание).
В 1798 г., когда весь Пьемонт оказался под властью революционной Франции, евреи получили равные с христианами гражданские права. После падения Наполеона I, воссоздания Сардинского королевства и реставрации Савойской династии (1814) туринским евреям вновь было предписано носить отличительный знак (отменен в 1816 г.) и жить в гетто. Им запретили владеть недвижимостью (ее следовало продать под угрозой конфискации в течение пяти лет; позднее этот срок был продлен до 1824 г.), занимать должности в правительственных учреждениях и муниципалитетах, работать адвокатами, нотариусами, врачами, аптекарями, строить синагоги, нанимать христиан в услужение, учиться в государственных школах. Власти ликвидировали принадлежавшие евреям мануфактуры и обложили общину особым налогом.
В 1830–60-х гг. часть евреев Турина участвовала с благословения городского раввина Л. (Х.) Кантони (1802–57) в итальянском национальном движении (Рисорджименто). 29 марта 1848 г. король Карл Альберт подписал указ о предоставлении гражданских прав всему некатолическому населению своего государства, в том числе и евреям; в последующие годы многие еврейские семьи, прежде всего зажиточные, переселились за пределы туринского гетто. И. Артом стал секретарем графа К. Кавура, занимавшего в 1852–61 гг. пост премьер-министра Сардинского королевства и выступавшего за полнуюэмансипацию евреев, Дж. Дина был директором газеты «Л’Опиньоне», поддерживавшей курс Кавура на объединение Италии. В 19 в. численность еврейского населения Турина значительно возросла: в 1840 г. — 3200 человек, в 1871 г. — 4500 человек В 1880–84 гг. в Турине была возведена большая синагога (разрушена в годы Второй мировой войны).В 1931 г. в Турине жили 4040 евреев; 875 из них были депортированы в лагеря смерти в период оккупации Северной Италии войсками гитлеровской Германии (сентябрь 1943 г. – апрель 1945 г.). Многие евреи Турина нашли в это время убежище в сельской местности, где значительную помощь им оказали церкви еретического движения вальденсов. Нацисты вели розыск беглецов, уничтожая тех, кого им удавалось обнаружить; так погиб, в частности, Э. Овацца, бывший редактор газеты «Ла ностра бандейра», пропагандировавшей идеи итальянского фашизма. Поиски скрывавшихся евреев продолжались до самого конца оккупации: 25 апреля 1945 г., в день освобождения города, шесть беженцев из Турина были расстреляны близ Кунео. Многие туринские евреи принимали участие в партизанском движении (см. Сопротивление антинацистское), некоторые из них погибли в боях.
После окончания Второй мировой войны в Турине оставалось 2885 евреев; к 1970 г. их число сократилось (главным образом в результате превышения уровня смертности над рождаемостью) до двух тысяч человек (0,16%населения Турина). В начале 1970-х гг. под эгидой общины действовали детский сад, начальная и средняя школы, сиротский приют, дом для престарелых; в Турине работал колледж, где изучалась иудаика (см. Наука о еврействе).
В 1990 г. численность еврейского населения Турина составила, по приблизительной оценке, около 1200 человек.
Среди уроженцев Турина — экономист и статистик Рикардо Баки (1875–1951), критик и историк литературы Аттилио Момильяно (1883–1952), правовед Марио Фалько (1884–1943), историк Сальваторе Фоа (1885–1962), филолог Бенвенуто Арон Террачини (1886–?), комментатор Библии и апокрифов (см.Апокрифы и псевдоэпиграфы) раввин Элия Самуэле Артом (1887–1965), писатель и художник К. Леви, писатель П. Леви. В 1910-х гг. в Туринском университете учился У. Э. Террачини.
Источник Электронная Еврейская Энциклопедия
Комментарии
Отправить комментарий