Парадокс невежества: те, кто знают меньше, верят, что знают больше других. Вот почему мы должны "все ставить под сомнение"

Парадокс невежества: те, кто знают меньше, верят, что знают больше других. Вот почему мы должны "многое ставить под сомнение"


«Проблема человечества заключается в том, что глупые "гениальны", а умные полны сомнений».

Как бы то ни было, по крайней мере, один раз услышать или прочесть этот исторический афоризм Бертрана Рассела, полностью ли мы понимаем его значение в повседневной жизни?

То, что может показаться простой провокацией, на самом деле доказано важными научными данными. В жаргоне психологии мы говорим о «эффекте Даннинга-Крюгера», о имени двух ученых, которые анализировали это явление с научной точки зрения.
Однако, прежде чем перейти к техническим данным, легко подчеркнуть, как в повседневной жизни мы постоянно наблюдаем за необразованными людьми или, как правило, плохо подготовленными по какому-либо вопросу, принимаем парадоксальные установки. Фактически, они будут склонны использовать императивные тона и предлагать свои собственные идеи - немногие - с почти необъяснимыми подтверждениями. Как так получилось?

Это является следствием того, что определяется как «спонтанная чрезмерная стимуляция собственной компетенции», и эффект Даннинга-Крюгера объясняет нам эти механизмы.

Как работает эффект Даннинг-Крюгера

Проще говоря, это когнитивное искажение, которое вызывает у менее опытных людей в области знаний переоценку их способностей. Напротив, те, кто имеет более широкое культурное происхождение или серьезную подготовку по данному предмету, гораздо более неуверенны, чем те, кто им не обладает. Возможно, потому что чем больше человек входит в меандры человеческого знания, тем больше он осознает его огромную необъятность. Как следствие, те, кто проводит точный и обоснованный анализ явления, постепенно становятся более осведомленными о том, сколько других деталей не хватает в его обзоре. С другой стороны, те, кто не знает очень много, "малыми идеями" но уверенными в них. И те используют защиту, обнажают меч.





Эффект Даннинга-Крюгера объясняется кривой на декартовой плоскости


Также интересно подчеркнуть, что - для эффекта Даннинга-Крюгера - те, кто менее компетентен, также испытывают большие трудности в реализации реальных способностей других, именно потому, что они переоценивают свои собственные (некоторые).

Исследование
Двое ученых, от которых и получил свое название этот феномен, исследовали выборку студентов-психологов Корнелльского университета, поделив их на группы. «подопытные кролики» были приглашены для самооценки на предмет логических, грамматических и юмористических рассуждений.

Результат: у некомпетентных студентов была систематическая переоценка, в то время как более опытные студенты, как правило, недооценивали свою компетентность.

Исследования Даннинга и Крюгера породили массу работ на эту тему. Но парадоксальная вещь заключается в том, что - уже тысячи лет назад - философ Сократ практически все об этом сказал. Его знаменитая пословица о «Я знаю, что ничего не знаю» была эффективным синтезом того, что Даннинг и Крюгер позже детально исследовали.

Единственное, что остается сделать, особенно тем, кто практикует искусство преподавания, - это делать то же самое, что Сократ, обучая учеников сомневаться, а не только быть уверенными. Это сложный путь, потому что сомневаться - значит приводить в действие определенные, часто иллюзорные фундаменты, на которые часто опираются. Но больше нечего не остается делать, если вы хотите избежать невежества, переоценивая себя до бесконечности, в конечном счете вы захвате власть.

Узнайте больше о OggiScuola

Комментарии