Palazzina di caccia di Stupinigi. Охотничий замок Ступиниджи. Турин.

Ступиниджи — загородная охотничья резиденция монархов Савойского дома в одноимённом предместье городка Никелино в 10 км юго-западнее Турина
op
Читать всю статью...

До начала XVIII на месте нынешнего Ступиниджи была всего лишь окраина провинциального городка Никелино, что в десяти километрах от Турина. Именно географическая близость к столице со временем сделает его знаменитым. Уже в Средние века в Ступиниджи стоял замок Кастельвеччио, принадлежавший принцам Акайя — одной из ветвей Савойского дома. В 1493 году замок купил маркиз Орландо Паллавичино по прозвищу “Прекрасный”. В 1563 году он перешел в собственность герцога Савойского Эммануеля Филиберто, что совпало с переводом столицы герцогства из Гамбери в Турин. Последний подарил замок Ордену святых Мориса и Лазаря. В конце XVII века герцогство Савой унаследовал Витторио Амадео II, в 1713 году по Утрехтскому договору получивший отнятую у Испании Сицилию вместе с королевским титулом. В 1718 году остров захватили испанцы, но были выбиты англичанами и через два года навсегда покинули Сицилию. Остров был передан Австрии, Витторио Амадео взамен получил Сардинию и стал именоваться королем Сардинским.
Савойских правителей интересовало не только расширение своих владений. Охота и искусства им были далеко не чужды. Турин окружали замечательные дворцы, построенные находившимися при дворе архитекторами. В Италии, как во Франции, искусство XVIII века переживало сложные этапы, которые вели его от остатков барокко к рождению романтизма. На севере страны гений Ювары блистательно открыл новое столетие. В 1729 году Витторио Амадео окончательно осознал, что истинный любитель охоты его уровня не может обойтись без достойного охотничьего замка, поручив его проектирование своему любимцу. К этому времени Ювара завоевал полное доверие короля и наслаждался неограниченной свободой творчества и возможностью привлекать к работе специалистов из любого места без всяких ограничений. Имея такое право, Ювара выписал целую команду декораторов, в основном из Венеции, прежде всего для оформления интерьера.
В основу строительства загородного охотничьего замка Ступиниджи была положена идея создания ансамбля, в котором бы ландшафт, парк и строения соединялись друг с другом с помощью осей, причем строения находились бы в центре, то есть в точке их пересечения. Римская школа помогла архитектору добиться классического равновесия здания. Выступив как мастер модного в ту эпоху стиля, Ювара придал пространственной композиции замка истинно барочный размах. За два года строительство так продвинулось, что восторженный владелец замка позволил себе устроить первую праздничную официальную охоту. Планировка дворца Ступиниджи поразила гостей. Они увидели изогнутые очертания фасада с обширным парадным двором, отметив прихотливость общего силуэта — плод удивительной чувствительности автора.
В центре замкового комплекса, поражающего динамизмом своей структуры, расположено главное здание с танцевальным залом, увенчанным большим куполом. Над ним возвышается бронзовая фигура оленя работы скульптора Франческо Ладатте. Хорошо видная издалека, она напоминает об охотничьем назначении замка и служит фактически его эмблемой. Три столетия назад в здешних местах в изобилии водились олени — предмет королевского охотничьего вожделения.
От овального главного здания отходят четыре жилых крыла, образуя косой крест. Последние жилые корпуса дополнены боковыми пристройками и флигелями, к которым проложены дорожки, ведущие в лес на охоту. Балюстраду центральной части строения украшают вазы, декорированные скульптурными головами охотничьих собак и охотничьими трофеями. Широкая пологая лестница соединена с центральным Торжественным залом через три портала с круглыми арками. Напротив них расположены двери для выхода в парк, зеленые насаждения которого гармонично объединяют его с помещением
Центральный купол архитектурного шедевра Ступиниджи опирается на четыре свободно стоящие опоры. Между опорами на середине высоты проходит галерея, опоясывающая весь зал. Настенные и потолочные росписи на охотничью тематику выполнены братьями Доменико и Джузеппе Валериани из Венеции. Весьма уместна и роспись основного купола, где изображена богиня Диана, отправляющаяся на охоту. Отделанные под руководством Ювары в стиле рококо покои королевской четы разместились в жилых корпусах, обращенных к парку. Их внутренняя отделка и обстановка сохранились почти полностью. Для восполнения незначительных утрат была использована мебель из других дворцов Савойского дома.
В период правления Карла Эммануеля III и Витторио Амадео III замок и прилегающий парк продолжали расширяться под присмотром бывшего помощника Ювары Джованни Томмасо Прунотто, а затем при участии таких архитекторов, как Игнацио Бираго ди Боргаро, Людовика Бо, Игнацио Бертола и Бенедетто Алфери. Число комнат замка довели до 137, количество галерей — до 17.
Palazzina di caccia di Stupinigi.
С течением времени под натиском интенсивных охот поголовье оленей сокращалось, и Ступиниджи постепенно менял свое предназначение. Пристанище охотников чаще стали использовать для проведения протокольных мероприятий и династических свадебных церемоний отпрысков Савойской династии. Например, в 1773 году здесь Мария Тереза, савойская принцесса, отпраздновала заключение брака с графом д’Артуа Филиппом, братом Людовика XVI и будущим королем Франции Карлом Х. В 1832 году Ступиниджи завладела королевская семья. Замок долго оставался любимой резиденцией аристократов, в 1919 году перейдя в собственность государства. В 1925 году его вернули Ордену.
В наше время в нем устроили Музей искусства и мебели, часть которой из самого замка, другая — из бывших савойских владений Монкальери и Венариа Реале. Музей располагает богатейшей коллекцией мебели трёх выдающихся столяров: Джузеппе Мария Бонзаниго, Пьетро Пиффетти и Луиджи Принотти. Среди постоянных экспонатов музея выделяются охотничьи скульптуры в исполнении Джованни Баттиста Бернеро. В галереях замка эпизодически устраиваются временные экспозиции, пользующиеся популярностью у посетителей.
Дворец охоты Ступиниджи
В 1992 году лесные угодья и сельскохозяйственные земли вокруг Ступиниджи были объявлены Природным парком Ступиниджи. Вместе с коммунальными участками Никелино, Кандиоло и Орбассано парк занимает площадь в 17,32 кв. км, куда входят также низинные леса, где население имеет возможность насладиться видом редчайших растительных культур. Из представителей дикой природы край славится присутствием лис, белок, куниц, зайцев, ласок, цапель и других видов. Олени перевелись здесь еще в XIX столетии.
Рассказ о достоинствах Ступиниджи был бы неполным без упоминания еще одной достопримечательности. Десятикилометровая аллея, превратившаяся в широкую автостраду, ведет из почетного двора охотничьей лоджии к Турину до самого Порте-Нуова и далее по осевой к Королевскому дворцу — палаццо Реале. Это с виду не очень презентабельное здание XVII века всегда поражало контрастом с роскошью дворцового внутреннего убранства. Даже в Италии не каждая галерея может похвастаться такими богатствами, как королевская библиотека, располагающая подлинными рисунками Леонардо да Винчи, Рафаэля и Рембрандта.
Ступиниджи, наряду с другими резиденциями династии Савойя Кастелло Раккониджи Кастелло Валентино Палаццо Мадама и Палаццо Кариньяно), находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.

-----
[restrictedarea level="6"] Содержимое только для зарегистрированных [/restrictedarea]
При копировании материалов с портала "Новости и события Турин" активная ссылка www.newseventsturin.net обязательна.
----
А как там в Турине? Турин сегодня, завтра и послезавтра "События месяца"

Видеосъемка свадеб

Видеосъемка свадеб

Гид в Турине и Пьемонте

Комментарии